Вы здесь

Коллекция музыкальных инструментов
04.07 4:01

Сеанс-без-названия4362

Слева - азербайджанский тар, в центре дэф (бубен), справа кеманча. Трех этих инструментов вполне достаточно для исполнения сложнейших музыкально-поэтических произведений - мугамов. Певец держит в руках бубен и немного подыгрывает, а чаще при помощи негромких ударов по бубну дирижирует исполнителями на таре и кеманче, каждый из которых может быть как аккомпаниатором, так и солистом.
Азербайджанский тар имеет 11 струн. Первые три сдвоенные, точно такие же, как у иранского тара, а пять следующих струн - резонаторы, от чего тар приобретает неповторимое, протяжное, но звучание.

Сеанс-без-названия5502
Кеманча - скрипка с небольшим круглым резонатором из долбленного дерева и кожаной мембраной - один из самых любимых инструментов на Востоке. Кеманча распространена от Магриба и до Китая. Помимо тюркских народов на ней играют и персы, и арабы и другие народы, проживающие в зоне тюркского культурного влияния.
Данный инструмент изготовлен в Турции.

Сеанс-без-названия5497

Иранский тар представляет собой струнный инструмент со сдвоенным корпусом из долбленного дерева и мембраной из тонкой, рыбьей кожи, а формой напоминающей современную гитару. Несомненно, что в названии ситара и современной гитары присутствует часть, в персидском языке обозначающая "звук, голос".
Струн у иранского тара тоже шесть, но они сдвоенные. Две первые струны - стальные, настраиваются на ноту до, вторые струны - медные, настраиваются на ноту соль, а из третьих струн одна стальная, она снова настраивается на до первой октавы, а вторая медная - настраивается на до октавой ниже. Мелодия в основном исполняется на первой сдвоенной струне, вторая и третья используются для резонирования или аккомпонемента.
Лады у тара навязные и могут двигаться по грифу в зависимости от требований музыканта, на одной октаве используется от 15 до 22 ладов.

Сеанс-без-названия5499

Азербайджанский саз - девятиструнный музыкальный инструмент с грушевидным корпусом довольно большого объема, склеенного из гнутых деревянных клепок и деревянного резонатора с несколькими мелкими отверстиями. Лады навязные, от девяти до двенадцати на октаву, навязываются не только на грифе, но и на части корпуса. Диапазон каждой струны до полутора октав. Струны сдвоенные, строенные, а на место третьей струны натягивается до четырех тонких струн, настроенных в унисон одновременно.
Гриф саза долбленный, внутри грифа, под накладкой, мастера оставляют дробь, которая звучит, когда инструмент встряхивают. Дробь имеет еще и символическое значение: слова ашуга - исполнителя куплетов, использующего саз для аккомпанемента - должны попадать точно в цель.

Сеанс-без-названия5501

Узбекский рубаб имеет небольшой резонатор, выполненный из долбленного дерева и затянутый мембраной из довольно толстой кожей. Гриф массивный, довольно длинный, имеет 24-25 ладов и позволяет из каждого комплекта струн извлекать звуки в диапазоне двух октав.
Струны на рубабе сдвоенные, лишь третья, басовая струна устанавливается одна. Несмотря на небольшой резонатор рубаб имеет очень громкий, яркий звук.

Сеанс-без-названия5493

Дутар имеет несколько разновидностей. Туркменский имеет только двенадцать металлических ладов, тонкие стальные струны и корпус из долбленого дерева. Разновидность, распространенная у уйгуров, узбеков, таджиков и афганцев изготавливается так же, как и азербайджанский саз - из тонких деревянных клепок и имеет деревянный резонатор. Струны этой разновидности дутара изготавливаются из жил. Из-за очень длинной мензуры (расстояния между нижним и верхним порожком) звук дутара довольно низкий, но очень мощный. Диапазон колебания струн очень глубокий, но звук затухает довольно быстро, поэтому исполнитель отбивает пальцами правой руки довольно сложные ритмы.
Несмотря на очевидные ограничения возможностей, дутар используется не только как аккомпанирующий, но и как солирующий инструмент.
Исполнители на туркменском дутаре большим пальцем левой руки зажимают верхнюю струну, а четырьмя остальными пальцами играют на первой струне. Поэтому исполнение на дутаре требует серьезного знания гармонических сочетаний и великолепной техники.

Самое обсуждаемое